0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Строение зуба картинка для детей

Внешнее и внутреннее строение зубов человека: описание, схема, фото в разрезе

Зубы необходимы человеку для измельчения пищи и имеют уникальное строение, обеспечивающее выполнение этой функции. Они классифицируются на несколько групп – резцы, клыки, премоляры и моляры. Такое разделение обусловлено особенностями в их анатомии, предназначении и порядке прорезывания – обо всем этом и пойдет речь в статье.

Формирование зубов, их количество и названия

Зубы формируются еще во внутриутробный период. Данный процесс называется одонтогенезом и начинается со второго месяца беременности. Уже к 4 месяцу можно говорить об анатомическом строении, биохимическом составе и гистологической структуре зубов человека.

Сколько зубов у детей и взрослых, названия

У детей 20 молочных зубов, а у взрослых людей 28 или 32 коренных в зависимости от наличия зубов мудрости, которые прорезываются не у всех. По статистике, формирование постоянных зубов завершается к 25 годам.

Зуб – единственный неспособный к самостоятельной регенерации орган человека. Для обозначения каждой зубной единицы в стоматологии ротовую полость условно делят на 4 сегмента: левая и правая стороны верхней и нижней челюсти. Все сегменты симметричны и включают:

  • два резца;
  • один клык;
  • два премоляра или малых жевательных зуба;
  • три моляра или крупных жевательных зуба.

За жизнь у каждого человека происходит одна смена зубов. К 2,5 годам у детей формируется молочный прикус, состоящий из 20 зубных единиц. В возрасте 6 лет на смену молочным зубкам постепенно приходят коренные, процесс их замены оканчивается к 11 годам.

Обозначение зубов в стоматологии

Для упрощения обозначения зубных единиц стоматологи используют числовой термин, а не их полное название. Каждому отдельному зубу присвоен свой номер в последовательности от 1 до 8. Цифрой 1 обозначается центральный резец, 8 – зуб мудрости или восьмерка.

В карте пациента принято указывать порядковый номер зуба арабской цифрой, а затем сторону (левая или правая) и принадлежность к нижней или верхней челюсти. На сегодняшний день существует много систем обозначения зубов, но самой популярной в России остается числовая.

При смыкании челюстей верхний зубной ряд должен перекрывать часть нижнего. При наличии правильного прикуса нижние коронки скрываются под верхними на ⅓. Нарушенный прикус влияет на жевательную функцию и эстетику.

Классификация, назначение зубов и строение их корневой системы

Все зубы отличаются по внешнему виду и предназначению. В зависимости от местоположения и функциональной нагрузки выделяют:

  • Резцы – передние зубы. В общей сложности их 8, по 4 на каждой челюсти. С их помощью реализуется откусывание и разрезание твердой пищи.
  • Клыки. Происхождение термина «клыки» связано с их сходством с зубами хищных зверей. Количество клыков – 4 штуки, по 2 на каждой челюсти.
  • Премоляры. Во рту взрослого человека 8 премоляров, первая четверка расположена на верхней челюсти, вторая – на нижней. Они выполняют жевательную функцию.
  • Моляры. Общее количеств – 8 штук, отвечают за пережевывание пищи.
Читать еще:  Обезболивающий гель при прорезывании зубов у детей

На фото изображены коренные верхние зубы

На картинке изображены коренные нижние зубы

Формы коронок и корней резцов

Резцы отличает наличие плоской, долотообразной коронки с заостренными режущими краями. Самых больших размеров достигают два центральных резца верхней челюсти.

Боковые резцы нижней челюсти отличаются большим размером, чем те, что расположены сверху. Все зубы данного вида объединяет наличие одного корня плоской, конусообразной формы.

Формы коронок и корней клыков

Самые длинные корни среди всех зубов человека имеют клыки. Их задача – разрезать продукты питания на мелкие составляющие.

Со стороны языка проходит бороздка, делящая коронку зуба на 2 неравные части. Форма коронки – конусовидная. А ее край представляет единичный, четко выраженный бугорок.

Формы коронок и корней премоляров

Премоляры выполняют жевательную функцию. Первый верхний малый коренной зуб имеет призматическую форму, а со стороны щеки – округлую. Режущая поверхность представлена объемными валиками, между которыми проходят широкие естественные углубления. Корень раздвоенный и уплощенный.

Основной особенностью второго премоляра является корневая система. Ее отличает конусообразная форма и наличие небольшого сжатия с фронтальной стороны корня.

Первый премоляр нижней челюсти имеет округлую форму и два бугорка в качестве режущей основы. Единственный корень отличается приплюснутостью.

Второй нижний премоляр крупнее первого и верхних. Его контактная поверхность представлена двумя большими буграми, разделенными естественными углублениями в форме подковы.

Формы коронок и корней моляров

Первый верхний моляр – самый крупный зуб. Он имеет прямоугольную коронку. Корневая система состоит из трех частей – один корень по центру, остальные по бокам.

Вторые моляры обеих челюстей характеризуются квадратной формой и более скромными размерами. Первый моляр нижней челюсти имеет два корня и пять бугорков на коронке.

Третьи моляры или зубы мудрости у многих отсутствуют. Они выглядят так же, как и вторые моляры. Главное отличие заключается в их корневой системе – она изогнутая, с большим количеством корней (до пяти штук). Финальное формирование корней восьмого зуба наступает в возрасте 24 лет.

Анатомическое строение зубов с картинками

Внешнее анатомическое строение зуба человека:

  • Коронка – видимый участок, покрытый эмалью – самой твердой частью зуба. Поверхностный слой выполняет защитную функцию и предназначен для сохранения дентина.
  • Корневая часть – комплекс нервных волокон, артерий и вен, обеспечивающий питание и иннервацию зуба. Вторая функция корня – удерживающая.
  • Шейка – зона между корнем и коронкой, которая выполняет соединительную функцию. Отличается суженой формой.

Схема: внешнее строение зуба человека

Как устроен зуб человека на тканевом уровне

Все зубы человека имеют схожую внутреннюю структуру. На схеме снизу обозначены все зубные слои – эмаль, дентин, цемент, пульпа.

На рисунке изображено гистологическое строение зуба

Эмаль покрывает зубы как чехол и составляет 25% от общей массы всех зубных тканей. Твердость и прочность этого слоя зуба обеспечивает высокое содержание минеральных веществ – 397 кГ/мм.

В состав эмалевого слоя входят:

  • минеральные вещества – 96%;
  • органические вещества – 1,2%;
  • жидкость, вода – 2,3%.
Читать еще:  Какие зубы выпадают у детей

Эмаль покрыта внешней оболочкой – кутикулой, которая покрывает жевательную поверхность зуба. Большую часть зуба занимает дентин, расположенный сразу под эмалью. Он обладает меньшей прочностью, его твердость равна 58,9 кГ/мм.

Цемент – покрывает корневую часть и по большинству показателей схож с костной тканью. В зависимости от типа строения различают два вида цемента:

  • бесклеточный или первичный – состоит из коллагеновых волокон;
  • клеточный или вторичный – в состав входят цеменобласты.

Внутреннюю зубную полость занимает пульпа – мягкая ткань, включающая:

  • многочисленные нервы;
  • кровеносные сосуды;
  • соединительную ткань.

Строение зуба в разрезе

Несмотря на различия в предназначении и устройстве корневой системы, все зубы имеют одинаковое внутреннее строение:

  • Эмаль. Очень твердый поверхностный слой, обеспечивающий защиту зубов от воздействия окружающей среды. Он устроен как структура склеенных призм. Благодаря большому количеству минеральных солей в составе эмаль является самой прочной тканью в теле человека. Ее главная задача – сохранение дентина коронки. Наличие пелликулы обеспечило устойчивость ткани к влиянию кислот.
  • Дентин. Состоит из грубоволокнистой ткани, основу которой составляет коллагеновое волокно. По структуре похож на пористую кость. Выделяют два вида дентина: поверхностный и внутренний. Первый отличается более высокой плотностью и препятствует попаданию инфекции в зубную полость.
  • Цемент. Состоит из коллагеновых волокон, насыщенных известняковыми солями. Толщина слоя – от 50 до 150 мкм в зависимости от местонахождения. Выделяют два типа цемента – клеточный и бесклеточный.
  • Полость. Имеет идентичную коронке форму и расположена под дентином. Всю площадь полости заполняет пульпа – вид ткани, отвечающий за питание зуба и выполняющий соединительную функцию. Наличие кровеносных и лимфатических сосудов обеспечивает высокую чувствительность пульпы.

Фото: так выглядит зуб в разрезе

Структура молочных и коренных зубов – различия

Задние и передние временные и постоянные зубы человека всю жизнь претерпевают изменения в строении. Но, несмотря на разницу в количестве, они имеют схожие функции и внешнюю форму. Главным различием между молочными и коренными зубами является размер – детские зубики меньше, чем взрослые.

К числу остальных отличий относят следующее:

  • В детском возрасте нет премоляров.
  • Корни и коронки коренных зубов имеют большие размеры.
  • Молочные зубки имеют бело-голубой оттенок, коренные – желтый.
  • Молочные зубки сильнее подвержены кариесу, поскольку их защитные слои – эмаль и дентин – содержат небольшое количество минеральных веществ.
  • Большую часть зубиков малышей занимает пульпа, что увеличивает риск появления болезненных ощущений.
  • ­У малышей зубные корни имеют более круглую форму.
  • Первые корни разрушаются и рассасываются во время смены молочного зубного ряда на постоянный.
  • У деток меньшее количество зубов, что связано с небольшим размером челюстной дуги.

Первые зубки характеризуются не очень длинной и не слишком хорошо развитой корневой системой. Подобное строение облегчает процесс смены молочных зубов на коренные.

В течение всей жизни необходимо ухаживать за полостью рта. Негативное состояние молочных зубов может отразиться на здоровье коренных. Соблюдение простых правил гигиены обеспечит сохранение красивой улыбки на долгие годы.

Читать еще:  Скрежет зубами во сне у детей причины

Правила ухода за зубами

Для сохранения белоснежной улыбки и здоровья зубочелюстного аппарата необходимо регулярно заботиться о чистоте полости рта. Сколько раз в день чистить зубы и какие приспособления для этого лучше использовать, объясняют стоматологи в ходе профилактических осмотров. Современный рынок стоматологических товаров предлагает покупателям широкий выбор гигиенических средств и приспособлений, остается сделать правильный выбор.

Специалисты рекомендуют проводить чистку зубов не менее двух раз в день. После каждого приема пищи следует полоскать рот аптечным ополаскивателем или простой водой.

Стоматологи выделяют три вида чистки зубов:

  • Жесткая. Подходит только для обладателей здоровых десен. Круговыми движениями обрабатывают поверхность зубов нижней и верхней челюстей. Начинать процедуру рекомендуют с верхних зубов.
  • Универсальная. Щетку держат пол углом 45 градусов к обрабатываемой поверхности. Движения должны быть плавными, направление – от десны к режущей части. Начинать процедуру рекомендуют с внешней стороны зубного ряда, обрабатывая по два зуба в каждой зоне.
  • Бережная. Требует особой осторожности во время прикосновения щетки к десне. Челюсть смыкают и повторяют вертикальные движения от десен вниз. Процедуру рекомендуют начинать с обработки наружной зубной поверхности.

На рисунке изображена схема чистки зубов

Важно правильно подобрать зубную щетку. При ее выборе следует учитывать следующие параметры:

  • Жесткость. Малышам и взрослым с заболеваниями десен, в период беременности и лактации, при кровоточивости десен, при наличии сахарного диабета рекомендуют использовать очень мягкие щетки. Щетки со щетиной средней жесткости подходят людям с относительно здоровым зубочелюстным аппаратом. Щетки с жесткой щетиной – курильщикам и любителям кофе. Щетки с очень жесткой щетиной предназначены для чистки брекет-систем и протезов.
  • Величину. Головка щетки должна охватывать 3–4 зуба.
  • Форму. Универсальной является щетка с головкой округлой формы с закругленными краями.

При условии правильного хранения замену зубной щетки производят не реже одного раза в три месяца. Щетка должна находиться в открытом пространстве, не в футляре. После каждой чистки ее необходимо тщательно промывать.

Дополнительно следует подобрать зубную пасту, ополаскиватель для полости рта и зубную нить. При выборе данных средств и приспособлений руководствуются индивидуальными особенностями в анатомии зубочелюстного аппарата и строении зубов.

Грамотное соблюдение гигиены ротовой полости поможет сохранить здоровье зубов и белоснежную улыбку.

Как устроен зуб человека – тематическое занятие для детей

Все родители хотят научить детей ухаживать за своим телом, особенно за зубками. Но для многих ребятишек, объяснения почему это необходимо делать, остаются пустым звуком. Нужно показать, научить, объяснить наглядно, что бывает если не соблюдать правила гигиены и безопасности. Мы начинаем серию занятий о полости рта, сегодняшний урок первый – как устроен зуб человека.

СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ

  1. По какой книге мы проводим занятия
  2. Повторение информации о ротике
  3. Составляющие зуба – делаем макет
  4. Закрепление информации

Здравствуйте дорогие читатели, мы продолжаем углубляться в начальную анатомию. Нет лучшего средства защитить наших любимых деток, чем объяснить им насколько хрупок наш организм, как за ним ухаживать, как помочь работать ему на протяжении всей жизни и быть здоровыми. В этой родительской работе столько разных аспектов! Занятия спортом, правильное питание, гигиена, осторожность в действиях и движениях. Список можно продолжать, но слышат ли нас наши дети, или воспринимают мамины повторения о необходимом действии, как писк раздражающего комара?

На самом деле каждый из нас знает ответ на этот вопрос, так как мы наблюдаем за нашими чадами ежедневно. Чтобы в пустую не сотрясать воздух, давайте лучше дадим им возможность узнать всё о своем теле. Тогда ваше “ты почистил зубы?”, будет восприниматься как забота, а не наставление.

Детям про зубки

Казалось бы, не так давно мы с сыном читали сказку “Зубные монстры. Что они делают у меня во рту”, которая произвела огромное впечатление на трехлетнего тогда ребенка. Он сам бежал чистить зубки, чтобы подобное не произошло с ним. Затем появилась небольшая энциклопедия Зубная книга – информация пополнялась. Но сейчас, в преддверии семилетия, ее явно недостаточно – мы вновь столкнулись с проблемой напоминания и контроля со стороны мамы во время гигиенических процедур полости рта. Значит придется копать глубже.

Как будем заниматься

К сожалению на книжном рынке долго не появлялось книги, которая могла бы мне помочь в расширении знаний ребенка. Я видела не раз отзывы об экземпляре издательства Эксмо Невероятное путешествие по Зубландии и наконец-то она у нас появилась. Скажу вам, что это действительно путешествие по зубастой стране. Но мы конечно же не станем просто ее читать, мы будем выполнять задания, дополнять их своими и надеюсь, достигнем понимания о важности беречь свой ротик. Вы с нами?

Тогда договоримся так: если у вас есть эта книга, доставайте ее и занимайтесь вместе с нами. Я постараюсь, чтобы было максимально интересно и познавательно. Проверьте если вы являетесь моим подписчиком, описание новых занятий я рассылаю по почте. Если вы не уверены нужна ли вам подобная книга, не переживайте, почти все занятия можно воссоздать дома, заведя например, специальную тетрадь по теме и вписывая туда вопросы, ответы и наблюдения от руки. Кому это подойдет? Ребятам умеющим читать и писать, примерный возраст 6-9 лет.

С чего начнем

Итак, с чего начнется наше приключение по Зубландии? Конечно же со знакомства с ее жителями. Для этого откройте картинку в полном размере и прочтите с ребенком вступление.

Если вы считаете, что вашему чаду по возрасту всё еще необходима сказочная подоплека для восприятия информации, советую подготовить персонажей, которые проведут его через все занятия о зубах. Тем у кого есть книга, скорей всего их делать не придется, так как ребенок будет встречаться с ними на каждом развороте. Остальным советую нарисовать на плотной бумаге, ламинировать красавцев, которых вы видите на картинке. Также с удовольствием предложу идею Жени, она воссоздала атмосферу сказочной страны при помощи папье-маше и малярного скотча. Всего их будет 5: Мила, Митя, Коля, Зубик-историк и Зуб Зубыч.

К возрасту 6 лет, обычно ребята уже имеют элементарные знания о своем ротике: что родились они беззубые, затем у них постепенно появились молочные зубки, которые уже начали или скоро начнут меняться на коренные. Поэтому здесь, как в любом обучении, не помешает повторение. Открывайте картинку кликом и читайте. Мой сын, которому сейчас 6 лет 7 месяцев, воскликнул после прочтения:

Мама, это же история как жизнь зародилась на Земле!

Вот теперь начнется наше занятие по изучению достаточно серьезных фактов.

Разбираемся как устроен зуб человека

Для начала вспомните и обсудите, что все факты индивидуальны и всё же существуют стандарты:

  1. У новорожденного еще нет зубов: ведь они не нужны, чтобы пить молоко!
  2. Зубки начинают прорезываться примерно в полгода. В это время малыши жуют прорезыватели – это игрушки из силикона со специальной охлаждающей жидкостью внутри. Малыш жует прорезыватель, чтобы массировать десны, тогда они меньше болят. (Найдите фото своего чада, если таковое имеется, грызущим подобную игрушку и покажите ему).
  3. У годовалого малыша уже появляются четыре верхних и четыре нижних зубика.
  4. К трем годам большинство деток может похвастаться 20 “жемчужинами”, которыми могут грызть яблоки и морковку.

А теперь расскажите своему сыну или дочке, факты именно о его ротике. Можете сделать подборку фотографий для наглядности. Если пользуетесь описанной мною выше книгой, то у вас будет возможность нарисовать улыбающийся портрет и записать во сколько появился первый зубик, сколько их сейчас в данном возрасте. Или же это будет первая страничка вашей тетради, которую вы надеюсь, завели для изучения полости рта.

Теперь переходим к развороту “Как устроен зуб человека” и видим почему издательство рекомендует информацию на возраст 6+. А вдруг и правда увлечем и зародим желание стать стоматологами?

Делаем макет

Давайте с вами вспомним уважаемые родители, что дитя воспринимает информацию через разные каналы. Данная работа будет полезна для кинестетиков, дискретов и визуалов. То есть, поможем усвоить материал пропуская его через руки, логическое мышление и визуальный образец. Для этого нам потребуется:

  • Пластилин;
  • стека;
  • зубочистки;
  • канцелярские наклейки;
  • ручка.

После введения и повторения предложите ребенку сделать макет увиденной на картинке схемы. Скорей всего понадобится ваша помощь, всё зависит от навыков и возраста ученика. Моему сыну понадобилась помощь в формировании самой идеи – как собрать модель воедино. Сначала мы подумали, что было бы прекрасно воссоздать целую объемную форму и разрезать ее пополам, как мы это делали с моделью планеты Земля. Но я побоялась, что тонкие линии могут смазаться, тогда время и материалы потратятся зря. Решили пойти путем накладывания одной детали на другую. Покажу пошаговый процесс:

В этом возрасте уже нет выражений “раскатаем блинчик красного цвета” или “а теперь нам понадобится голубая колбаска” – вещи называются своими именами: “Давай начнем с пульпы – это центральная часть”. При этом ребенок каждый раз возвращается к картинке, находя на ней нужную часть и прочитывая ее функцию. Последовательность наших действий:

  1. Пульпа, кровеносные сосуды, нервные окончания.
  2. Дентин.
  3. Цемент и периодонт (извините, на фото запечатлела только 1 из них).
  4. Десна.
  5. Добавляем коронку и наш макет почти готов!

Подумав, я решила поместить его в одноразовую тарелку, таким образом мы можем брать, двигать, поворачивать не боясь что-либо сдвинуть или помять. Ведь нам возможно, понадобится возвращаться к информации, как устроен зуб человека, на протяжении всей этой темы.

Теперь осталось подписать каждую деталь. Здесь Александру опять представилась возможность повторить названия составляющих, записать их, найти самостоятельно на поделке сделанной своими руками и воткнуть флажки в нужное место.

Закрепление знаний

Остался последний шаг – проверить и закрепить полученные знания. Для этого тоже есть отдельный разворот. Для тех у кого еще нет книжки, скажу, что она предполагает работу на страницах. Нет, издание совсем не похоже на рабочую тетрадь, оно упаковано в твердую обложку, размером на 1 сантиметр больше формата А4. Поэтому если у вас несколько ребятишек и вы хотите, чтобы все они смогли ею пользоваться, стоит писать карандашом.

Если плохо видны ответы, повторю их здесь.

Если работаете в тетради, попросите нарисовать цветок, улыбающегося человечка и яйцо. Продиктуйте вопросы, чтобы ребенок записал их вместе с ответами. Если затрудняется, пусть посмотрит на схему или на свой макет.

На этом уважаемые читатели, наше первое занятие заканчивается. В следующий раз мы будем классифицировать зубки по названиям, проведем эксперимент и постараемся сделать поделку. Все тематические уроки с сыном, я сопровождаю просмотром развивающих мультфильмов, делюсь с вами их подборкой о зубках. Если вам интересна тема, пишите в комментариях свое мнение, пожелания, дополнения. Я буду рада услышать идеи, которые посетили вас во время прочтения статьи. А я пока прощаюсь с вами, но ненадолго.

Строение зуба

Зубы – важные органы человеческого тела, без которых невозможно сохранения физического и психологического благополучия. Формирование зубного ряда начинается еще задолго до рождения ребенка и заканчивается к 13-15 годам. В возрасте 2 лет у малышей насчитывают 20 молочных зубиков. К 6-7 годам начинается смена прикуса. В 25-35 лет, при отсутствии хирургических вмешательств в полости рта взрослого человека располагаются 32 постоянных зуба.

Анатомическое строение

Подойдя к зеркалу, открыв рот, можно подробно рассмотреть свои зубы. Человек видит только вешнюю оболочку – это твердые эмалевые коронки. Защитный слой надежно скрывает уязвимые внутренние ткани.

Резцы, клыки, моляры имеют разную форму и количество корней, но их объединяет общее строение.

Рассмотрим подробнее гистологическое строение зуба в разрезе.

  • Эмаль – твердый защитный слой беловато — кремового оттенка, состоящий на 96 % из неорганических веществ. Ткань обладает повышенной прочностью, но также отличается хрупкостью, склонностью к истиранию, подвержена неблагоприятным воздействиям окружающей среды.
    Если эмаль травмируется, при присоединении патогенных микроорганизмов, развивается кариес. На поверхности жевательных зубов располагаются фиссуры, углубления и борозды. В них чаще всего скапливаются частички пищи, которые трудно удалить. Это становится причиной развития заболевания. При возникновении, патология постепенно поражает здоровый защитный слой, делает беззащитными внутренние ткани.
  • Дентин – располагается непосредственно под эмалью, состоит на 70% из неорганических веществ. Дентин — твердая ткань, но она гораздо более уязвима, нежели поверхностный защитный слой. Если кариозный процесс достигает дентина, патологический процесс проходит стремительно, при отсутствии своевременной помощи стоматолога, возникает воспаление нервно — сосудистого пучка. При поражении дентина, развивается средний или глубокий кариес. Признаки заболевания хорошо заметны — нарушение целостности эмали и дентина, появление болевой чувствительности при контакте с негативными факторами внешней среды;
  • Пульповая камера и корневые каналы содержит нервные окончания и кровеносные сосуды, имеет мягкую рыхлую структуру. Благодаря пульпе зуб получает необходимые питательные вещества. Она защищает ткани периодонта от проникновения в него патогенных микроорганизмов, способствуют регенерации дентина. При поражении нервно — сосудистого пучка, возникает воспалительный процесс. Человек чувствует острую приступообразную боль. Прием анальгетиков лишь ненадолго купирует болевой симптом. При развитии пульпита, необходимо немедленного посетить стоматологию. Если помощь своевременно не оказана, погибшее нервное волокно станет очагом инфекции. Патогенные микроорганизмы проникнут в около зубные ткани, и разовьется периодонтит;
  • Цемент – твердая ткань, выстилающая наружную поверхность корня. К цементу прикрепляется связочные волокна периодонта, которые надежно фиксируют зуб в альвеолярной лунке.

О подробном строении зуба и методах их лечения рассказано в видео:

Коронковая часть резцов, клыков и моляров располагается над поверхностью десны, корень скрывается в глубине внутренних тканей челюсти.

Виды зубов. Классификация

В строении челюстей человека и зубов прослеживаются определенные особенности. В самом центре располагаются резцы, за ними следуют клыки, малые коренные и большие коренные зубы.

Каждая из единиц выполняет свои первостепенные функции. Резцы помогают захватить и откусить пищу, клыки удерживают и разделяют ее, моляры и премоляры пережевывают и измельчают.

Внешнее строение зубов и их типы:

  1. Резцы – самые слабые зубы. Они состоят из приплющенной коронки и имеют 1 корень. Передняя поверхность резца выпуклая, а задняя немного выгнутая. На основании коронковой части находятся мелкие зазубрины (режущие бугры).
  2. Клыки – располагаются за резцами, имеют 1 мощный корень, на вершине коронки снабжены заостренным бугром.
  3. Премоляры – способны выдержать мощную нагрузку, участвуют в пережевывании и перетирании пищи. Стоматологи зовут их малыми коренными зубами. Единицы обладают призматической формой, могут содержать от 2 до 5 бугров. Нижние премоляры имеют 1 корень, а малые коренные зубы, расположенные сразу за клыками снабжены 2 корнями. Малые коренные зубы у детей отсутствуют, они временно замещаются молочными молярами.
  4. Моляры – жевательные единицы, снабжены массивной коронкой и предназначены для пережевывания пищи. Моляры имеют 4 — 6 бугров, между которыми располагаются глубокие борозды и фиссуры. Зубы верхней челюсти имеют 3 корня, нижней 2. Исключением является 8 моляр, в котором могут обнаружиться 3 и даже 4 корня.

Значение каждого зуба очень существенно. Важные органы, совместно с языком, внутренней стороной щек и губ и слюнными железами способствуют формированию пищевого комка. При отсутствии даже 1 зуба, процесс пищеварения затрудняется. Это приводит к образованию болезней ЖКТ. После удаления резца, клыка или моляра, без последующего протезирования челюстной ряд смещается, нарушается прикус, вероятность развития кариеса увеличивается. При патологии или отсутствии фронтальных зубов, человек стесняется своей улыбки, становится замкнутым и необщительным.

Зубы верхней и нижней челюсти. Особенности строения

На каждой из челюстей человека располагаются резцы, клыки, премоляры и моляры. Зубы нижней челюсти отличаются меньшим размером, наличием узкой коронки и приплюснутым корнем. Резцы и клыки обеих челюстей, а также нижние премоляры обладают 1 корнем. Малый коренной зуб верхней челюсти, расположенный около клыка крепится в лунке 2 корнями.

Для облегчения диагностики и лечения, стоматологами была изобретена специальная система нумерации зубов. Отличительные особенности резцов, клыков и моляров, а также их функции хорошо видны на фото:

Особенности молочных зубов

Зачатки молочных зубов появляются в период внутриутробного формирования плода. Первые зубки у малыша начинают прорезываться в возрасте 5-8 месяцев. Появление зубиков – долгожданное событие в семье, которое приносит молодым родителям и крохам не только радость, но и беспокойство. Во время прорезывания могут наблюдаться изменение поведения карапуза (вялость, капризность, плаксивость), повышенное слюноотделение, лихорадка, нарушения аппетита и пищеварения.

Отличительные особенности молочных зубов:

  • небольшие размеры;
  • округлость формы коронки;
  • молочный цвет;
  • наличие эмалевого валика у десны;
  • вертикальное расположение. Постоянные зубы имеют наклон в области губы и щек.

Резцы, клыки и моляры малышей имеют схожее строение с постоянными зубами. Существенным отличием является тонкое эмалевое покрытие и объемная нервно — сосудистая камера. В связи с этими особенностями, у малышей наблюдается быстрое развитие кариеса и возникновение пульпита.

Вопрос-ответ

Как обнаружить кариес?

Снизить процент заболевания зубов, помогает своевременная диагностика. Для выявления патологий в стоматологии используют визуальный осмотр, зондирование, температурные пробы, кариес-тест. Аппаратные методы диагностики (рентгенография, КТ) помогают увидеть изменения тканей внутри организма, установить правильный диагноз и провести адекватное лечение.

Несмотря на то, что выявить начальные проявления кариеса способен только врач, можно попробовать провести самостоятельный осмотр.

Здоровая эмаль человека: гладкая, светлого оттенка (белая-кремово-молочная), без вкраплений и шероховатости. Важным критерием неблагополучия является боль. Если она возникает во время принятия пищи и проходит сразу после полоскания, это может быть признаком кариеса.

Самостоятельный осмотр не является причиной отказа от профилактического наблюдения у стоматолога. Часто бывает, что патологическая полость скрыта от взора человека и, обнаружить ее самостоятельно невозможно.

При появлении неблагоприятных симптомов, как можно раньше посетите стоматолога.

Какими особенностями отличаются зубы мудрости?

Строение зуба мудрости схоже с первым и вторым моляром. Мудрецы обладают коронковой частью и корнем, имеют эмалевое покрытие, дентин и пульпу. Отличительной особенностью восьмерок являются изогнутые корни, способствующие трудностям при проведении эндодонтического лечения.

Интересно, что у мудрецов отсутствуют молочные предшественники. Данный вид моляров является рудиментом и в большинстве случаев при появлении на свет приносит множество неудобств. Очень часто, третьи моляры прорезываются в неправильном направлении, травмируют мягкие ткани ротовой полости и подвергаются удалению.

В каком возрасте появляются зубы мудрости? Какие осложнения при прорезывании встречаются?

Восьмерки прорезываются в возрасте между 18-30 годами. Возможные осложнения при росте восьмерок: перикоронарит (воспаление десневого капюшона), травматический периодонтит соседних моляров, воспаление тройничного нерва, абсцесс десны, подчелюстной лимфаденит.

В некоторых случаях, восьмерки прорезываются только на половину или остаются в десне навсегда (ретинированные зубы).

Зубы человека – строение, количество, состав

Зубы человека играют важную роль не только в пережевывании пищи. Они задействованы в работе дыхательной, пищеварительной и речевой систем. О строении, функциях и влиянии зубов на здоровье других органов читайте в статье Startsmile.

Содержание статьи

Зубы древних людей

Зубочелюстные аппараты доисторического и современного человека существенно различаются. Древние люди имели более 36 зубов, выдвинутые вперед клыки и массивную челюсть. Это объяснялось необходимостью пережевывать грубую пищу и сырое мясо. С добавлением в рацион термически обработанных продуктов зубные ряды стали меняться. Первыми трансформировались клыки, встав в линию прикуса. Затем сузилась челюстная дуга, исчезли межзубные промежутки, а сами зубы уменьшились в размере. В настоящее время 32 зуба у человека являются нормой, однако третьи моляры принято считать атавизмом.

Зубы древнего человека нельзя назвать эстетичными, зато они отличались здоровьем. По мнению ученых, пещерные люди никогда не страдали от кариеса и других заболеваний полости рта.

Название зубов у человека

В зависимости от расположения и строения зубные единицы имеют свои функциональные особенности и называются по-разному.

  • Резцы. На обеих челюстях располагаются по четыре передних зуба у человека — медиальные и латеральные резцы, которые служат для откусывания пищи.
  • Клыки. Острые зубы, предназначенные для пережевывания твердых продуктов.
  • Премоляры. «Четверки» и «пятерки» с левой и правой стороны каждой челюстной дуги перетирают мягкие или маленькие кусочки еды.
  • Моляры. Три крупных крайних зуба в каждом ряду нацелены на измельчение грубых веществ.
  • Клыки и резцы входят в переднюю группу, или «зону улыбки», коренные зубы человека — в жевательный сегмент.

Кроме того, зубы делятся на временные и постоянные. В первом случае речь идет о молочных, появляющихся у детей начиная с пятого месяца жизни до трех лет. Во втором — подразумевается окончательный прикус, формирующийся в период с шести до тринадцати лет. Молочные зубы отличаются от постоянных только по размеру, а по строению они идентичны.

Сколько зубов у человека?

Количество зубов у человека зависит от возраста и анатомических особенностей. Ребенок имеет комплект из 20 молочных зубных единиц, которые сменяются постоянным прикусом из 28 зубов. Третьи моляры прорезываются, как правило, после двадцати лет или не вырастают вовсе, что не является патологией.

В стоматологии принята единая нумерация зубов человека. Врачи классифицируют зубы как нижние и верхние, выделяют правый и левый сегменты челюстей. Каждый из них включает два резца, клык, два премоляра и три моляра. Отсчет начинается от первого переднего зуба и заканчивается, соответственно, «восьмеркой». Иногда к порядковому номеру добавляется цифра, обозначающая зону расположения. К примеру, правый клык верхнего ряда пронумерован числом 13. Данный порядок в схематичном изображении называется формулой зубов человека.

Полиодонтия

В редких случаях наблюдается такая аномалия, как полиодонтия — сверхкомплектные, или лишние зубы у человека. Зубные единицы могут появиться в молочном и постоянном прикусе в любом месте челюсти, обособленные или сросшиеся с основными зубами. Дефект влияет не только на эстетику улыбки, но и приводит к формированию неправильной окклюзии, ухудшает качество пережевывания пищи, дикцию. Чаще всего сверхкомплектные зубы еще в детстве удаляют или встраивают в зубной ряд.

Адентия

Встречается и противоположное по смыслу отклонение под названием адентия — врожденное или приобретенное отсутствие зубных единиц. К причинам явления относят наследственность или неправильное развитие эмбриона в утробе. Люди без зубов не могут полноценно питаться и разговаривать, имеют деформированный контур лица и ослабленный иммунитет.

Размеры зубов человека

Верхние центральные резцы в два раза шире своих антагонистов. Остальные одноименные зубные единицы обладают примерно равными параметрами. Размер определяется при помощи специальных таблиц с оптимальной величиной и допустимыми отклонениями. Опытные врачи рассчитывают пропорции, поделив длину зубов человека на ширину. Результат около 0,75 миллиметра считается близким к идеальному. Для более детальной диагностики используются другие профессиональные формулы и методики.

Отклонения размера от нормы возникают вследствие неправильного формирования челюсти, срастания зачатков зубов или генетической предрасположенности. Слишком большие зубы называются макродентией, аномально маленькие — микродентией. Патологии сопровождаются нарушениями прикуса и жевательных функций, однако успешно исправляются у стоматолога.

Самый длинный зуб в мире принадлежит индийскому подростку. Величина его коронки — почти четыре сантиметра. Около года назад зуб был удален, а юноша попал в Книгу рекордов Гиннеса.

Строение зуба человека

Анатомия

С точки зрения анатомии зуб человека состоит из трех частей.

  • Коронка. Видимая часть, выступающая над десной. Насчитывает четыре стороны: окклюзивный, или режущий край, соприкасающийся с зубами-антагонистами; контактную стенку, прилегающую к соседним зубным единицам; вестибулярную и лингвальную поверхности, обращенные к губам и языку соответственно.
  • Корень. Закреплен в лунке соединительной тканью, находится в углублении челюсти. Как правило, премоляры имеют по два корня, а моляры — по три, четыре или даже пять. Остальные зубные единицы обладают одним корневым каналом.
  • Шейка. Располагается между коронковой частью и корнем зуба человека, окружена пародонтом.

Гистология

Из чего состоят зубы человека? Рассмотрим строение зуба человека в разрезе.

  • Эмаль. Прозрачное защитное покрытие коронки, практически полностью состоящее из неорганических микроэлементов.
  • Дентин. Твердая основа зуба, содержащая 80% минеральных компонентов и 20% органических веществ. Оттенок дентина отвечает за цвет зубных единиц, так как просвечивает сквозь эмаль.
  • Цемент. Костная ткань, покрывающая зубной корень. Играет роль крепежного элемента, соединяющего зуб с альвеолой.
  • Пульпа. Мягкая ткань, заполненная пучками нервов и капилляров. Болезненные ощущения при кариесе объясняются именно наличием нервных окончаний.

«Зубы мудрости» человека

«Зуб мудрости» — третий крайний моляр, имеющий от трех до пяти корней. По строению он ничем не отличается от «соседей». На вопрос «Сколько зубов мудрости у человека?» нельзя ответить однозначно. Прорезываются они примерно к двадцати годам, по одному с каждой стороны обеих челюстей. Однако существуют люди и без «зубов мудрости». Это вариант нормы, поскольку в процессе эволюции человека необходимость в «восьмерке» отпала, и строение челюстей претерпело соответствующие изменения. На сегодняшний день третьи моляры считаются рудиментарным органом.

Здоровье зубов и здоровье человека

Связь зубов с органами человека на первый взгляд неочевидна, однако здоровье полости рта напрямую влияет на функционирование всего организма.

  • ЖКТ. Патологии зубных рядов снижают качество пережевывания пищи, нарушая пищеварение.
  • Иммунная система. Болезни полости рта ослабляют общий иммунитет. В результате организму трудно противостоять бактериям и вирусам, особенно активным в период эпидемий.
  • Сердце и сосуды. Воспаление тканей полости рта может сопровождаться нагноениями, которые, в свою очередь, служат причиной интоксикации, вызывающей сердечную недостаточность и приступы стенокардии.

На здоровье самих зубных рядов влияет питание, стресс, экология и вредные привычки. Зубы курящего человека, например, имеют желтый налет и склонны к раннему выпадению.

Употребление сладкого провоцирует развитие кариеса — разрушение твердых зубных тканей, начинающееся с деминерализации эмали. Плохой уход за зубами и несвоевременное лечение способствуют появлению таких воспалительных осложнений данного заболевания, как пульпит, периодонтит или киста зуба.

Здоровые зубы человека обеспечивают не только слаженную работу всего организма, но и внешнюю привлекательность. Сохранить идеальную улыбку на долгие годы поможет ответственное отношение к гигиене полости рта, отказ от курения и регулярное посещение стоматолога для профилактических осмотров.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector